mirror of
https://github.com/Nekrolm/ubbook.git
synced 2025-12-17 21:04:35 +03:00
dangling
This commit is contained in:
181
numeric/overflow.md
Normal file
181
numeric/overflow.md
Normal file
@@ -0,0 +1,181 @@
|
||||
|
||||
# Переполнение целых знаковых чисел
|
||||
|
||||
Большая часть написанного и еще не написанного кода любой программы так или иначе работает с числами. Вычисление по каким-либо формулам, увеличение или уменьшение счетчиков итераций циклов, рекурсивных вызовов, элементов контейнеров -- работа с числами везде.
|
||||
|
||||
Компьютер не может напрямую работать с бесконечно "длинными" числами -- хранить все их цифры. Как бы много оперативной памяти у нас ни было -- все же она конечна. Да и хранить, и обрабатывать величины, сопоставимые с числом атомов в видимой части вселенной -- безнадежное занятие. Так что ограничения типов `int64` или `int128` не очень нас-то и ограничивают
|
||||
|
||||
Тем не менее при выполнении операций над целыми числами мы все же имеем шанс выпасть за пределы допустимого диапазона (например, `[-2^31, 2^31-1]` для `int32`), и тут в игру вступают особенности поддержки целых чисел для того или иного языка программирования, а также, быть может, особенности реализации конкретной платформы.
|
||||
|
||||
При выполнении инструкции `add` (`iadd`) платформы х86 переполнение целого числа сопровождается выставлением специального флага переполнения, а результирующее значение просто получается отбрасыванием старшего бита результата. И следует ожидать, что по окончании работы условной программы
|
||||
```
|
||||
x = 2^31 - 1
|
||||
iadd x 5
|
||||
```
|
||||
произойдет перенос разряда в знаковый бит, и переменная `x` примет отрицательное значение.
|
||||
|
||||
В реализации конкретного языка программирования может быть проверка флага переполнения и сообщение об ошибке. А может и не быть. Может быть гарантия "цикличности" значений (после `2^31-1` идет `-2^31`), а может и не быть.
|
||||
|
||||
Проверки и гарантии -- это дополнительные инструкции, которые нужно генерировать компилятору, а процессору потом исполнять.
|
||||
|
||||
В языке C++ решили не жертвовать производительностью и заставлять компиляторы генерировать код проверки, а объявили переполнение целых знаковых (`signed`) чисел неопределенным, открывая простор для оптимизаций. Компилятор может генерировать любой код, какой ему вздумается, ориентируясь лишь на одно правило: переполнения не бывает.
|
||||
|
||||
|
||||
Многие программисты свято верят, что переполнение чисел работает, как ожидается, "циклично" -- и пишут проверки вида
|
||||
|
||||
```C++
|
||||
if (x > 0 && a > 0 && x + a <= 0) {
|
||||
// обработай переполнение
|
||||
}
|
||||
```
|
||||
|
||||
Но, увы, это неопреденной поведение. И компилятор имеет полное право [выкинуть](https://godbolt.org/z/dhs83T) такую проверку.
|
||||
|
||||
Корректные проверки куда сложнее и тяжелее.
|
||||
|
||||
Так, для C++20, безопасный обобщенный код арифметических операций над целыми знаковыми числами мог бы выглядеть так
|
||||
|
||||
```C++
|
||||
#include <concepts>
|
||||
#include <type_traits>
|
||||
#include <variant>
|
||||
#include <limits>
|
||||
|
||||
namespace safe {
|
||||
|
||||
// Все эти проверки справедливы только для целых знаковых чисел
|
||||
template <class T>
|
||||
concept SignedInteger = std::is_signed_v<T>
|
||||
&& std::is_integral_v<T>;
|
||||
|
||||
enum class ArithmeticError {
|
||||
Overflow,
|
||||
ZeroDivision
|
||||
};
|
||||
|
||||
template <SignedInteger I>
|
||||
using ErrorOrInteger = std::variant<I, ArithmeticError>;
|
||||
|
||||
template <SignedInteger I>
|
||||
ErrorOrInteger<I> add(I a, // выключаем вывод параметра шаблона по
|
||||
std::type_identity_t<I> b) // второму аргументу
|
||||
{
|
||||
if (b > 0 && a > std::numeric_limits<I>::max - b) {
|
||||
// положительное переполнение
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
if (b < 0 && a < std::numeric_limits<I>::min - b) {
|
||||
// отрицательное переполнение
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
return a + b;
|
||||
}
|
||||
|
||||
template <SignedInteger I>
|
||||
ErrorOrInteger<I> sub(I a, std::type_identity_t<I> b) {
|
||||
if (b < 0 && a > std::numeric_limits<I>::max + b) {
|
||||
// положительное переполнение
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
if (b > 0 && a < std::numeric_limits<I>::min + b) {
|
||||
// отрицательное переполнение
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
return a - b;
|
||||
}
|
||||
|
||||
template <SignedInteger I>
|
||||
ErrorOrInteger<I> mul(I a, std::type_identity_t<I> b) {
|
||||
if (a == 0 || b == 0) {
|
||||
return 0;
|
||||
}
|
||||
|
||||
if (a > 0) {
|
||||
if (b > 0) {
|
||||
if (a > std::numeric_limits<I>::max / b) {
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
} else {
|
||||
if (b < std::numeric_limits<I>::min / a) {
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
}
|
||||
} else {
|
||||
if (b > 0) {
|
||||
if (a < std::numeric_limits<I>::min / b) {
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
} else {
|
||||
if (b < std::numeric_limits<I>::max / a) {
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
}
|
||||
}
|
||||
return a * b;
|
||||
}
|
||||
|
||||
template <SignedInteger I>
|
||||
ErrorOrInteger<I> div(I a, std::type_identity_t<I> b) {
|
||||
if (b == 0) {
|
||||
return ArithmeticError::ZeroDivision;
|
||||
}
|
||||
|
||||
if (a == std::numeric_limits<I>::min && b == -1) {
|
||||
// диапазон [min, max] несимметричный относительно 0.
|
||||
// abs(min) > max -- будет переполнение
|
||||
return ArithmeticError::Overflow;
|
||||
}
|
||||
return a / b;
|
||||
}
|
||||
|
||||
|
||||
template <SignedInteger I>
|
||||
ErrorOrInteger<I> mod(I a, std::type_identity_t<I> b) {
|
||||
if (b == 0) {
|
||||
return ArithmeticError::ZeroDivision;
|
||||
}
|
||||
|
||||
if (b == -1) {
|
||||
// По стандарту в этом случае также неопределенное поведение при
|
||||
// a == std::numeric_limits<I>::min
|
||||
// поскольку остаток и неполное частное от деления,
|
||||
// например, на платформе x86
|
||||
// получаются одной и той же инструкцией div (idiv),
|
||||
// что потребует дополнительной обработки.
|
||||
//
|
||||
// Но совершенно ясно, что остаток от деления чего угодно на -1 равен 0
|
||||
return 0;
|
||||
}
|
||||
return a % b;
|
||||
}
|
||||
|
||||
}
|
||||
```
|
||||
Если вам не нравится возвращать ошибку или результат, можете использовать исключения.
|
||||
|
||||
Видно, что безопасные версии арифметических операций должны быть как минимум в два раза медленнее своих исходно небезопасных версий. Такая экономия тактов может быть оправдана, если вы разрабатываете, например, математическую библиотеку и вся ваша производительность упирается в CPU и перемалывание чисел.
|
||||
|
||||
Однако, если ваша программа только и делает, что ожидает и выполняет IO операции, то траты в два раза большего числа тактов на сложение или умножение никто и не заметит. Да и язык C++ для таких программ чаще всего не лучший выбор.
|
||||
|
||||
Итак, если вы работаете только лишь с беззнаковыми числами (`unsigned`), то с неопределенным поведением при переполнеии никаких проблем нет -- все определено как вычисления по модулю `2^N` (N -- количество бит для выбранного типа чисел).
|
||||
|
||||
Если же вы работаете со знаковыми числами, либо используйте безопасные обертки, сообщающие каким-либо образом об ошибках. Либо выводите ограничения на входные данные програмы целиком таким образом, чтобы переполнения не возникало, и не забывайте эти ограничения проверять. Все просто, да?
|
||||
|
||||
Для выведения ограничений вам помогут отладочные `assert` с правильными проверками переполнения, которые нужно написать. Или включение `ubsan` (_undefined behavior sanitizer_) при сборке компиляторами `clang` или `gcc`.
|
||||
А также тестовые `constexpr` вычисления.
|
||||
|
||||
|
||||
Также проблемы неопределенного поведения при переполнении касаются битовых сдвигов влево для отрицательных чисел (или при сдвиге положительного числа с залезанием в знаковый бит). Начиная с C++20, стандарт требует фиксированной единой реализации отрицательных чисел -- через дополнительный код ([_two's complement_](https://en.wikipedia.org/wiki/Two%27s_complement)), и многие проблемы сдвигов сняты. Тем не менее все равно стоит следовать общей рекомендации: любые битовые операции выполнять только в `unsigned` типах.
|
||||
|
||||
|
||||
Стоит заметить, что сужающее преобразование из целочисленного типа в другой целочисленный тип к неопределенному поведению не приводит, и выполнять побитовое `и` с маской перед присваиванием переменной меньшего типа не обязательно. Но желательно, чтобы избежать предупреждений компилятора
|
||||
```C++
|
||||
constexpr int x = 12345678;
|
||||
constexpr uint8_t first_byte = x; // Implicit cast. Warning
|
||||
```
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
### Полезные ссылки
|
||||
1. https://wiki.sei.cmu.edu/confluence/display/c/INT32-C.+Ensure+that+operations+on+signed+integers+do+not+result+in+overflow
|
||||
2.
|
||||
Reference in New Issue
Block a user